Несмотря на то, что продвижение сайта, как процесс, носит непрерывный характер, его можно разделить на несколько этапов. Ниже мы кратко рассмотрим эти этапы и приведем некоторые рекомендации по их успешному прохождению.
Этап 1. Аудит сайта
Аудит сайта подразумевает детальное изучение сайта и его окружения. При этом в первую очередь оптимизатор обращает внимание на:
- тематику сайта и основные поисковые запросы (подробнее в разделе «Разработка семантического ядра»)
- возможности системы управления контентом;
- качество верстки страниц;
- состояние текстового контента, включая метатеги;
- состояние графического контента;
- наличие или отсутствие явных ошибок и недочетов в структуре сайта;
- индексацию сайта поисковыми системами;
- наличие сайта в наиболее авторитетных каталогах;
- количество и качество ссылок, ведущих на сайт;
- общий уровень конкуренции в тематике вообще и по отдельным запросам в частности;
- состояние сайтов основных конкурентов;
- положение сайта в выдаче поисковых систем.
Имея в наличии все перечисленные выше сведения, оптимизатор может дать окончательную оценку сроков и стоимости продвижения того или иного сайта.
Говоря об аудите, необходимо отметить, что это довольно сложная процедура, занимающая от нескольких часов до нескольких рабочих дней. В этой связи многие компании делают эту услугу платной.
Этап 2. Создание семантического ядра (семантического поля)
Семантическое ядро или поле – это список запросов, которые могут привести на сайт потенциального клиента. В том случае, если таких запросов немного, оптимизаторы используют термин «семантическое ядро»; если же список запросов обширен, следует говорить о семантическом поле.
Как уже отмечалось ранее, разработка семантического ядра является одним из элементов аудита сайта. Как правило, это первое, что начинает делать оптимизатор при работе с проектом. Подбор запросов - достаточно непростой, процесс, требующий от специалиста наличия некоторых знаний в предметной области и умения пользоваться специализированными инструментами. К последним относят сервисы подбора запросов, предоставляемые поисковыми системами, в первую очередь «Яндексом» и «Рамблером».
Список ключевых слов и словосочетаний, подобранных оптимизатором, обязательно проходит согласование с клиентом. Это необходимо для того чтобы избежать продвижения ненужных, пусть и коммерчески привлекательных «ключевиков». К сожалению, на этом этапе нередко отсекается значительная часть ядра, поскольку зачастую клиент требует продвижение по двум-трем самым частотным запросам. Такое решение является ошибочным: многие высокочастотные запросы приносят очень незначительную прибыль, поскольку аудитория, которая их использует, сильно «размыта».
Этап 3. Внутренняя оптимизация
Внутренняя оптимизация подразумевает работу с текстовым и графическим контентом, а также изменение верстки страниц. Основная цель оптимизации – создание страниц, релевантных продвигаемым запросам. С этой целью обычно создается новый текстовый контент, включающий в себя определенное количество ключевых слов и словосочетаний. Тексты могут создаваться техническими писателями (обычный оптимизированный контент) или копирайтерами (так называемый «продающий текст»).
Сложность и трудоемкость оптимизации во многом зависят от возможностей системы управления контентом: в ряде случаев сайт приходится переносить на более подходящую для поисковой оптимизации платформу. Впрочем, подобное случается нечасто: практически все современные CMS имеют необходимые для оптимизаторов модули.
Этап 4. Наращивание ссылочной массы
Положение страницы в выдаче поисковых систем зависит не только от релевантности страницы запросу, но и от ее авторитетности, которая в общем виде определяется количеством и качеством ссылающихся страниц. В настоящий момент ситуация в SEO такова, что ни один коммерческий запрос не может быть выведен в ТОП только за счет естественных ссылок. В этой связи оптимизатор вынужден постоянно работать над наращиванием ссылочной массы, что отнимает немало времени и требует регулярных и довольно значительных материальных затрат.
Наиболее популярными способами наращивания ссылочной массы являются:
- регистрация в каталогах;
- регистрация в сервисах социальных закладок;
- размещение объявление на досках объявлений;
- размещение информационно-рекламных материалов на сторонних ресурсах;
- покупка ссылок с главных и второстепенных страниц.
Выбор конкретного источника ссылок определяется оптимизатором для каждого сайта и запроса индивидуально и является одной из наиболее охраняемых seo-специалистами технологий. Подавляющее большинство компаний использует собственные методики, разработанные путем проведения достаточно сложных и дорогостоящих исследований и экспериментов.
Этап 5. Поддержка сайта
Поисковое продвижение сайта можно сравнить с возделыванием фруктового сада: стабильно высокие результаты возможны только при постоянных вложениях сил и средств. Для того чтобы сайт занимал хорошие позиции в течение длительного времени, необходимо постоянно работать с ним, наполняя контентом и наращивая ссылочную массу. Сворачивание работ приведет к снижению позиций в выдаче: это связано в первую очередь с ростом конкурирующих проектов, а также с тем, что алгоритмы поисковых систем «любят видеть» динамику в развитии сайта.
Основные типы работ по поддержке сайта
- добавление новостей и аналитических материалов;
- модерирование форумов и блогов;
- наращивание ссылочной массы.